Закономерности есть в развитии любых технических средств и технологий. ТРИЗ утверждает, что на длительных временных отрезках в технико-технологической сфере можно проследить так называемую линию «развертывания- свертывания».
Линия «Развертывание-свертывание» описывает цикл жизни технической системы от ее появления до замены новой системой, выполняющей аналогичную функцию.
Можно выделить следующие шаги этой линии:
1. Образование функционального ядра системы или технологического процесса
2. Введение в систему или процесс одного дополнительного объекта или операции
3. Введение нескольких дополнительных объектов или операций
4. Образование полного развернутого состава системы или процесса и обеспечение их удовлетворительной работоспособности
5. Удаление одного объекта или операции из системы или процесса
6. Удаление нескольких объектов или операций из системы или процесса
7. Переход к максимально свернутой системе или процессу
На этапе развертывания количество элементов, частей, подсистем технического устройства (или соответственно количество операций в технологии) возрастает –это этап усложнения. На этапе свертывания они объединяются в цельную конструкцию, или множество технологических операций свертываются в одну, машина или технология упрощается.
Линия «Развертывание-свертывание» прослеживается во всех областях техники. Проиллюстрируем это на примере развития корпуса автомобиля.
Первые автомобили представляли собой обычные повозки, снабженные двигателем и системой управления. Говоря языком ТРИЗ, это было функциональное ядро автомобиля. Эти автомобили практически не имели кабины, ее функции выполняли отдельные элементы: рама, сиденья с невысоким бортиком вокруг них.
Развертывание конструкции первых автомобилей происходило путем введения новых элементов – носителей дополнительных функций.
Необходимость перемещения в темноте привела к появлению фар. Для защиты от погодных условий появились крыша и ветровое стекло. К тридцатым годам прошлого века конструкция автомобиля приобрела практически все элементы современного автомобиля.
С этого времени усилия проектировщиков были направлены в основном на свертывание элементов конструкции автомобиля (безусловно, процесс добавления функций не остановился, однако эта тенденция потеряла главенствующую роль).
Крыша и кабина были объединены в один узел. Фары потеряли собственные корпуса – их функцию также взял на себя корпус автомобиля. Затем кабина была объединена с рамой, и появился несущий корпус – основная деталь современного автомобиля.
Подобную закономерность можно проследить и в развитии технологий обработки почвы. |