Смартфон и навигатор – уже давно стандарт на автомобиле. В будущем автомобили сами станут законченными мобильными системами, которые будут собирать данные с окружающей обстановки и водителя. Автомобиль уже давно не только средство передвижения. С распространением IT-технологий он все больше становится завершенной мобильной системой. Автомобиль как мобильный девайс предлагает бесконечные технические возможности и вызовы.
Google и Apple создают давление. Над их решением работает не только производитель автомобилей, но и поставщик комплектующих для автомобиля. Не секрет, что большие производители IT и электронной продукции, такие как Google, Apple и Samsung, как ошалелые исследуют и разрабатывают новые материалы и новые продукты. Выведут ли они в конце своих разработок на рынок собственные автомобили или выступят только как поставщики комплектующих для всевозможных даймлеров, тойот, фольксвагенов и ниссанов по всему миру – пока неизвестно. Время покажет.
Что на самом деле смогут IT-техологии в автомобиле, остается только догадываться. Например, начиная с 2018 года по Европе не покатится ни один автомобиль, просто не сойдет с конвейра, если в него не будет встроена сим-карта. С ее появлением автомобиль сможет не только подать электронный сигнал о помощи через систему eCall, но и сообщать все сведения о погоде, как измерительная погодная станция на колесах. Благодаря технологии «интеллект стаи» возникает революция в организации движения автомобилей в удаленных местах планеты.
Автомобиль как емкость с данными. Другая тема – это комбинированные системы из радаров и видеорегистраторов. Они создают условия для создания систем – ассистентов торможения ТС, которые, например, позволят автоматически затормозить автомобиль в случае угрозы столкновения с пешеходом или велосипедистом. Такие системы позволят также согласовывать, например, скорость движения автомобилей с фазами включения зеленого света светофоров и сделать это обычной полезной услугой. В результате возникнут совсем другие условия обеспечения экономии топлива и горюче-смазочных материалов.
Высокий темп инноваций. При всех нововведениях автомобильная экономика должна повысить свой известный темп развития, и причем значительно. Она все больше должна шагать в ногу с развитием IT-технологий, где циклы инноваций значительно короче и нововведения возникают с доселе неизвестной автомобилестроителям частотой.
На полных газах в будущее. Увлекательные темы будущего автомобильной экономики – это IT-технологии в автомобиле, альтернативные двигатели и системы ассистирования водителю. Поизводители всего этого «копают» новые решения. Для выпускников школ и вузов открываются заоблачные возможности работы в новых профессиях.
Давайте посмотрим, например, на «Выпуск инженеров 2015» – немецкий барометр тенденций в сфере образования. В рамках этого форума был проведен опрос 15 тыс. студентов инженерных специальностей на предмет их карьерных устремлений и ожиданий по отношению к известным компаниям. На первых пяти местах стоят производители автомобилей. Порядок такой: Audi, BMW, Porshe, Daimler и Volksvagen. И только после этого идут промышленные предприятия и интернет-компании.
Очень инновационная отрасль. Эта отрасль вкладывает треть всех промышленных инвестиций в разработку новых видов продукции и услуг Германии. В будущие три-четыре года производители автомобилей и поставщики комплектующих, согласно справке Союза немецкой автомобильной промышленности VDA, от 16 до 18 млрд евро вложат только в исследование сетевой автоматизированной системы движения автомобилей. Интеллектуальное управление дорожным движением является важным рычагом, для того чтобы овладеть возрастающими потоками автомобильного движения в Европе.
Введение систем автоматизированной езды на автомобиле будет осуществляться шаг за шагом с введением систем ассистирования водителю: от частично автоматизированной езды до полной беспилотной автоматизации вождения автомобиля. Технический прогресс движется в этом направлении большими шагами.
Что же касается электромобильности, то отрасль находится «под высоким напряжением». До конца этого года автопроизводители выведут на дороги 29 серийных моделей с электрическим приводом, в 2014 году их было всего 17. Пока объем рынка обозрим, но рынок электромобилей имеет высокий коэффициент прироста. В прошлом году к эксплуатации было допущено свыше 13 тыс. легковых электромобилей. Это прирост в 70%!
Тенденции. Пять важнейших направлений, куда наблюдается движение всего промышленного мира. Это: Connected Car – контактный автомобиль; Automated Driving – автоматизированное управление автомобилем; E-Mobility – электромобильность; Urban Mobility – городская мобильность; Mobility Services – мобильные сервисы. Такие компании, как Google, Telecom или Samsung, проектируют свои решения по мобильности такого будущего.
В 2016 году к каждым четырем из пяти проданных новых автомобилей будут предлагать подключение к Интернету. Также будет предлагаться подключение к другому автомобилю при помощи иных видов электронной коммуникации на основе новых инфраструктурных технологий, обеспечивающих электронную коммуникацию. 70–90% всех инноваций в автомобиле будет основываться на программном обеспечении.
Начало карьеры для выпускников школ и вузов. Предприятия автомобильной промышленности только за счет привлекательности и известности своей продукции получают огромное количество заявлений о приеме на работу. Причем самые лучшие выпускники в мире хотят по собственной инициативе связать свою судьбу именно с этой отраслью Германии.
Без практического опыта в промышленности, без соответствующей комбинации учебы и работы и комбинации дисциплин: механика – электротехника – электроника – IT, без реализованной на практике выпускной работы и без опыта работы за границей на иностранном языке шансы у выпускников школ и вузов минимальны. Вероятность попасть в автомобильную отрасль и получить вожделенное место работы или привлекательную возможность стать практикантом программы Trainee с возможностью одновременно работать и учиться – мизерна.
Международные возможности. Рынки в Средней и Восточной Европе, а также Азии и Южной Америке очень важны для немецких производителей. Поэтому многие предприятия имеют свои заводы в этих регионах или принимают участие в совместных предприятиях с локальными партнерами.
В концернах программы Trainee – практика работы и учебы одновременно – часто являются стандартом. В качестве Trainee-практикантов частично на предприятия могут поступать выпускники вузов, имеющие степень бакалавра. Но согласно исследованию комапании Staufenbiel по теме «Профессиональные тенденции» (JobTrends), среди поступивших непосредственно на работу в отрасль в Германии в 2015 году 87% составляют выпускники, которые 4 года отучились по дуальной системе на мехатроника и еще 10 месяцев на получение звания «мастер-мехатроник».
Александр Леонидович Шмайлов, подборка и перевод
- Владимир Смольников, редактор, издатель
|