Усиливающаяся интеграция автомобильной индустрии с высокотехнологичными компаниями способствовала появлению трендов, формирующих новые правила успеха для всех участников. А поскольку эти тенденции преобразуют глобальный авторынок, меняются и предпочтения потребителей.
Если раньше традиционно больше внимания уделялось разработке двигателя и ходовой части, то теперь больший упор делается на привнесение новых технологий и сервисов для создания автомобилей следующего поколения.
Игроки, меняющие индустрию и способствующие появлению инновационных тенденций, таких как электрификация, автономное вождение, мобильность и пр., преобразуют вертикально интегрированную автомобильную цепочку в комплексную горизонтально структурированную экосистему.
Состояние участников автомобильного сектора всегда зависело от того, что представляло наибольшую ценность для клиентов. В частности, это были комплектация автомобиля и торговая марка компании-производителя. Однако в будущем фокус будет направлен на развитие инновационных технологий. Ниже представлены тенденции, которые, по мнению исследователей McKinsey&Company, сыграют на пользу новым технологичным участникам индустрии.
Электрификация. Трансмиссия перейдет на гибридно-электрическую, электрическую и на технологии с топливными элементами за счет их развития и удешевления.
Автономное вождение. В автоматизированных автомобилях произойдет переход от продвинутых систем помощи водителям к полностью автономному вождению.
Разносторонняя мобильность. С применением принципов экономики совместного потребления и изменением предпочтений потребителей стандартный способ приобретения автомобиля за наличный расчет или в кредит изменится в сторону аренды и его совместного использования.
Развитие связи. Все больше будет развиваться информационно- развлекательная среда, навигация, появятся новые дополнительные сервисы, и больше автомобилей будут информационно связаны между собой, обмениваться полезной информацией между собой и с объектами дорожной инфраструктуры. Таким образом, в будущем автомобиль уже не будет являться самостоятельной транспортной единицей.
Благодаря смене потребительских предпочтений, большому объему мирового автомобильного рынка и нарастающей силе новых тенденций в индустрии технологичные компании намерены стать частью автомобильного сектора, развивая новое программное обеспечение и тем самым превращая автомобиль в «компьютер на колесах». Подобные изменения уже наблюдались около 20 лет назад в компьютерной индустрии и почти 10 лет назад в индустрии мобильных телефонов. В результате ожидается, что в автомобильном секторе появится новая комплексная экосистема.
Несмотря на то что рынок придерживается вертикально интегрированной бизнес-модели, при которой автомобильные производители полностью контролируют работу сетей поставщиков, новые технологические компании больше фокусируются на горизонтальной бизнес-модели.
• Многие высокотехнологичные компании развивают автономные системы управления, которые, скорее всего, превратятся в то, что компьютерная индустрия называет операционной системой.
• Компании с рынка такси-перевозок и сервисы совместного использования автомобиля с новыми бизнес-моделями («уберизация») способствуют внедрению инновационных бизнес-моделей в автомобильной индустрии.
• Две лидирующие онлайн- и технологичные компании сконцентрировались на развлекательной платформе внутри автомобиля и надеются на развитие большего количества приложений и сервисов под нее.
Ни одна компания на рынке не сможет доминировать во всех направлениях горизонтально интегрированной бизнес-модели, однако многие из технологичных компаний способны занять лидирующие позиции в развитии программного обеспечения для автомобильного сектора. В каждой нише новой экосистемы может быть всего несколько лидеров, поскольку не все компании обладают достаточными ресурсами, необходимыми для достижения результатов на глобальном уровне.
Автомобилестроители инвестировали миллиарды в строительство заводов по производству двигателей, штамповочных предприятий и пр. для улучшения комплектации автомобилей. Однако в вопросах программного обеспечения технологичные компании обладают значительными преимуществами за счет передовых технологий, быстрой и гибкой операционной модели, способности привлекать новые инвестиции для проведения исследований и тестирования.
Несмотря на то что многие автомобильные компании видят изменения, происходящие в индустрии, они не могут правильно оценить необходимые стратегические изменения, которые нужно внедрять в свою деятельность, чтобы в будущем оставаться конкурентоспособными с технологичными компаниями.
Взаимодействие автомобильных и высокотехнологичных компаний изменит правила конкуренции на рынке и уменьшит шансы на успех у традиционных автомобильных корпораций, не готовых к новым правилам игры. Конкурентная среда все еще остается неустойчивой, однако это может в одночасье измениться при условии, что технологичные компании укрепят свою инвестиционную стратегию.
|