Один из ведущих производителей автомобильных красок Basf прогнозирует возвращение зелёного цвета для автомобилей как будущую моду. В это сложно поверить, глядя на то количество серых, чёрных и белых автомобилей, которые передвигаются по дорогам всего мира. Впрочем, у этого прогноза есть шансы сбыться, если посмотреть на историю.
Зелёный в истории
Зелёный цвет был достаточно популярным на протяжении почти всего периода массового создания автомобилей, кроме последних двадцати лет. Он был востребован в своём тёмном исполнении на массовых автомобилях начала XX века, потом весь мир захватил хаки Второй мировой. К зелёной гамме возвращались как к эксклюзивной, например, в виде British Racing Green (цвет гоночных автомобилей Британии конца 40-х), и как к нейтральной — он был популярен у таксистов Германии в 50-е.
Эпоха хиппи внесла изумрудный, салатовый, травяной и другие оттенки в автомобили 70-х, но больше всего зелёных машин было выпущено в 80-е годы. После этого всплеска началась пора нейтралитета, в которой главенствовал металлик от серебристого до тёмно-серого, чёрный и белый цвета.
Последние 20 лет
По исследованиям DuPont, одного из лидеров в производстве лакокрасочных покрытий для автомобилей, проведённым в 2011 году, самыми популярными цветами были белый и серебристый. Для составления рейтингов компания включила статистику из 11 ведущих автомобильных регионов мира, включая Северную Америку, Европу, Китай, Корею, Южную Америку и Южную Африку. В итоге предпочтения по цветовой гамме сложились следующим образом:
- 22 % — белый, белый жемчуг и серебро,
- 20 % — чёрный,
- 13 % — серый,
- 7 % — красный,
- 6 % — синий, голубой,
- 5 % — коричневый / бежевый,
- 2 % — зелёный,
- 1 % — жёлтый / золотой,
- 2 % — другие.
По тому же докладу DuPont, в России самым популярным цветом является чёрный и его оттенки, которые заняли 23 % рынка. На втором месте серебряная гамма — 22 %, и на третьем месте — белый / белый жемчуг — 15 %.
Наши соотечественники оказались ближе всех к будущим мировым тенденциям, отдав своё предпочтение автомобилям зелёного цвета, которые составляют 7 % рынка по данным исследования DuPont, и около 5 % по аналитике 2012 года портала частных объявлений «Из рук в руки».
Будущее за зелёным, а также…
«Новые технологии, новые модели и новые концепции мобильности подводят нас к грядущей переоценке ценностей. В данном контексте именно зелёный цвет, символизирующий рост и развитие, начинает играть одну из ключевых ролей», — рассказывает Марк Гутьяр, руководитель европейского дизайнерского подразделения в составе концерна Basf. Дизайнеры компании выявили этот тренд на его ранних стадиях, ещё в прошлом году, и теперь их прогнозы начинают подтверждаться.
Зелёная гамма отражает интерес к более «смелым» автомобильным расцветкам и стремление активно выделиться на общем фоне. При этом европейские дизайнеры делают упор на сдержанность и качество. В странах Азии цветовые предпочтения находятся под сильным влиянием стремления к естественности, расслаблению и гармонии. Здесь прогнозируется интерес к оживлённым пастельным тонам. Расцветки, востребованные в Северной Америке, ассоциируются с чёткостью и прямотой. Кроме того, жёлто-зелёная гамма находит сильное подкрепление в лице оттенков лимонного цвета.
О том, что цвета в автомобильной промышленности станет больше, говорят и в компании DuPont. Правда, эксперты не делают столь узких прогнозов и объединяют тенденции в четыре группы, в которые собраны не столько цвета, сколько их яркость, глубина, чистота и прочие характеристики. Наиболее важная группа, названная «Дежа вю», состоит из интенсивных тонов, которые были характерны прошлому, например, «Зелёный бархат» и красный Flashback. Они применимы к зрелому рынку и эксклюзивным автомобилям. Группа «Звук тишины» включает приглушённые и тихие, успокаивающие цвета, которые подходят экологически чистым автомобилям с гибридными двигателями и другими технологиями будущего. Цвета из группы «Прикосновение синего» продиктованы заботой об окружающей среде и включают различные металлические бледно-голубые и сероватые оттенки и такие контрастные, как «Тактильная Бирюза» и «Синее веселье». Последняя группа «Дело вкуса» наиболее востребована автодизайнерами, которые с помощью сверхъярких и необычных цветов усиливают концепции той или иной модели. Мощные оттенки жёлтого, зелёного, розового и фиолетового, цвета «Сладкая карамель», «Мандарин», «Сияние ягод» и другие «вкусные» цвета привлекательны и идеально подходит для запусков новых автомобилей.
Помимо расширения цветов и оттенков, перед дизайнерами почти неограниченный простор фантазии в использовании различных эффектов, а также вариаций на тему тактильных характеристик и матовых покрытий. Это могут быть покрытия, подчёркивающие грани, глубокие и переливчатые фактуры для сложных поверхностей и плоские оттенки, которые не отвлекают внимания от структуры кузова автомобиля. Марк Гутьяр считает, что «теперь наступает время, когда цвета будет становиться ещё больше!».
Цвет и безопасность
Говоря о цветах автомобилей, нельзя не упомянуть о безопасности. Ещё в 1976 году в журнале «За рулём» были приведены результаты исследования, в котором людям предлагали определить расстояние и скорость автомобилей (они были одинаковы для всех), окрашенных в разные цвета при том. Испытуемые хуже всего определили параметры для чёрного автомобиля — он казался дальше и ехал медленнее, у синего показатели были чуть лучше, белый больше всего соответствовал правде, скорость жёлтого автомобиля и расстояние до него были переоценены в более безопасную сторону, а самой быстрой и близкой казалась красная машина. То есть из-за каких-то сложных механизмов среднестатистический человек воспринимает разные цвета по-разному, что при управлении автомобилем сказывается на безопасности.
На сегодняшний день в аварии чаще всего попадают автомобили тёмных цветов — чёрного, тёмно-серого и т. д. Отчасти это ещё связано с тем, что таких автомобилей в принципе больше на дороге. Более безопасны, по мировой статистике, белые автомобили, но нужно делать исключение для северных широт, когда в снежный период светлые машины становятся так же незаметны, как тёмные летом. И самыми безопасными считаются автомобили ярких цветов или с контрастной отделкой. Так что при выборе цвета будущего автомобиля нужно думать не только о практичности и эстетике, но и о безопасности.
|