Америка служит дорогам
Дороги служат Америке, но и Америка служит дорогам – сколько труда требуется для прокладки новых путей и для поддержания хорошего состояния существующих! Главной проблемой дорог, особенно в северной части страны являются значительные перепады температуры. К сожалению (во всяком случае для дорог) лвода при замерзании расширяется. Поэтому при похолодании вода, попавшая в тончайшие трещины и щели стремится их увеличить. Вместе с сильным трафиком и большим весом американских машин это приводит к появлению и быстрому развитию дефектов дорожного полотна.
Если дефект на дороге будет обнаружен на ранней стадии, его можно устранить быстро и с малыми затратами. Это означает, что одним из важнейших следующих шагов дорожного строительства будет создание специальной техники, например, автоматических машин, проезжающих периодически по всем дорогам (каждый день по тяжело нагруженным фривэям, может быть раз в неделю по менее нагруженным улицам, может быть раз в сезон по дорожкам в жилых районах) и диагностирующих состояние дорожного полотна. А при обнаружении растущей трещины ночью в это место приедет другая машина, которая впрыснет в опасное место укрепляющий состав. Может быть в большинстве случаев даже и не понадобятся специальные диагностические машины соответствующими датчиками можно оснастить все или часть обычных машин и они будут «рапортовать» о дорогах.
Новые пути
Строительство новых дорог будет, безусловно, продолжаться, их сеть будет расти как в новые районы, так и увеличивать свою густоту в старых, пропорционально продолжающемуся процессу деурбанизации. Введение автоматического управления автомобилями, безусловно, поможет существенно повысить плотность движения и устранить так мучающие нас «пробки» на дорогах. Наряду с «умными автомобилями» появятся и «умные дороги», способные с ними взаимодействовать, например, в зависимости от напряженности трафика обеспечивать изменение направление движения в некоторых полосах и обеспечивать безопасность и бесперебойное движение в сложных метеорологических условиях (туманы, снегопады, сильные ливни, значительные изменения температуры и т.п.).
Не всюду, конечно, но во многих местах, особенно на фривэях проходящих в живописных местностях особенно вблизи крупных центров будут создаваться системы «зрелища вдоль дороги» включающие:
· «Обзорных площадки», удобные места для кэмпингов, полосы по которым для удобства обзора разрешено медленное движение (в часы трафика эти полосы могут отводиться для обычного движения)
· Ответвления, петли и т.п. отходящих от фривэя для обзора наиболее привлекательных мест
· Создание парковых зон с животными (например оленями), которыми можно полюбоваться с дороги, но которые принципиально не могут выскочить на полосу
· Создание «шоу вдоль дороги» - те или иные повторяющиеся зрелища, проезд через «антикварные» городки и т.п. зоны «извержения вулкана», фонтанирующего гейзера (как в Лас-Вегасе»
Путешествие по такому фривэю само по себе может быть популярной экскурсией.
Сегодня имеется могучая и весьма эффективная техника дорожного строительства, она будет развиваться и дальше, но есть и одна интересная новая особенность, связанная с дорожным строительством. Ниже, в разделе, посвященном развитию жилья мы покажем, что наряду с созданием новых городов и поселков будет увеличиваться количество людей, предпочитающих жить в «уединенном доме», вдали от других, иногда в достаточно трудно достижимых местах, например, около озер, в отрогах гор и т.п.
Для обеспечения этого потребуются возможности быстрой и не слишком дорогой прокладки дорог. Эти дороги могут быть узкими, рассчитанными на ширину одного автомобиля (электроника позаботится чтобы автомобили никогда не двигались навстречу друг другу), иметь облегченную конструкцию и покрытие и т.п. Для их проектирования и строительства может быть разработана специальная техника, способная работать автоматически или (более вероятно) под контролем только одного человека.
Обеспечение безопасности дорог
Основные опасности на дорогах связаны с автомобилями и их уменьшение есть и будет одной из лавных целей совершенствования автомобилей. Но есть и другие составляющие опасности, которые зависят именно от дорог. Например, автомобили на дорогах, особенно в зонах активного трафика могут оказаться объектами террористических атак, например, взрывов траков с опасными грузами (топливо, газ, химикаты), разрушением мостов, обрушением откосов или сбросом сверху камней или взрывчатки, разлива на дорогах скользких веществ, засевшими на откосах или деревьях снайперами и т.п. Особенно опасными в этом плане могут быть горные дороги, которых много в Америке.
Традиционные средства обеспечения безопасности на дорогах должны быть дополнены, например:
-
Системами мониторинга ситуации на дороге направленными на раннее выявления опасностей и возникающих инцидентов
-
Средствами проверки (лучше всего – дистанционной) всех или части автомобилей и особенно траков, въезжающих на фривэй
-
Средствами быстрой эвакуации людей и доставки спасательных команд в опасные зоны. Сегодня эти средства – тоже автомобили и часто они не могут достигнуть нужной зоны из-за трафика. На следующем этапе они будут больше использоваться длят этих целей специальные вертолеты, возможнор даже дирижабли.
Как уже упоминалось, для большинства водителей наезд на «лесное зверье» очень неприятен, а столкновение с крупным животным типа оленя еще и просто опасно. Поэтому еще одним важным видом обеспечения безопасности вдоль дорог будет создание тех или иных препятствий, зон запаха, зон ультразвука, возможно, например, излучателей света и т.п., способных отпугивать животных от дорог.
Другие средства транспорта
Общая потребность в грузовом транспорте на дальние дистанции
Развитие современных методов производства сняло одно из важнейших ограничений индустриальной эры развития – необходимость как можно более массового производства для получения низкой стоимости продукции и при этом приемлемых параметров изделий. Сегодня с развитием методов перфектизации продукции и процессов и систем «умного управления» стало возможным производить дешево и с высоким качеством даже при относительно небольших масштабах производства.
С другой стороны, рост глобализации приводит и будет еще быстрее приводить в дальнейшем к выравниванию уровня развития и уровня жизни людей в разных регионах, расположенных более или менее в северном и южном поясах широт, удобных для существования человека.
Сочетание этих двух факторов снизит, хотя и не устранит совсем, необходимость в широтных транспортных потоках. Большая часть товаров для потребления будет производиться достаточно близко от тех мест где они потребляются.
Разумеется, в каждом из регионов будут свои уникальные продукты – пища, одежда и обувь, произведения искусства и т.п., но их относительно небольшие объемы могут транспортироваться авиацией. Это вероятно поднимет значение транспортной авиации
А вот транспортировка в меридиональном направлении скорее всего будет возрастать и усиливаться в связи с довольно очевидной тенденцией вынесения потенциально опасных, создающих неприятные запахи, загрязняющих среду и т.п. производств в нежилые или маложилые широтные зоны, например в слишком жаркие регионы вблизи экватора или в приполярные регионы.
В случае развертывания производства электроэнергии и энергоконцентратов на базе солнечной инсоляции в экваториальной зоне, будет выгонным перенос в эти зоны заводов с высоким потреблением энергии, например, производства алюминия, азотистых удобрений и т.п.
Общая потребность в пассажирском транспорте на дальние дистанции
Сегодня существует три основные причины для дальнего пассажирского транспорта
-
Деловые относительно кратковременные перемещения. Люди пересекают пол мира для того, чтобы провести переговоры, своими глазами осмотреть какое-то производство, выполнить те или иные уникальные работы, которые другие, живущие в данной удаленной области сами сделать не могут
-
Смена места жительства или работы на относительно длительное время. Люди переезжают в те места где у них лучше возможности и перспективы, более соответствующий климат, лучшее окружение и т.п. Это включает эмиграцию и просто переезды для работы, например довольно часто для менеджеров и творческих работников международных компаний
-
Путешествия для удовольствия. Туристские поездки чтобы отдохнуть в особых условиях, увидеть нечто новое для себя, отвлечься от повседневности и обычной жизни, навестить своих близких или места своего детства и т.п.
В информационном глобализированном мире причины для деловых поездок и смены места жительства существенно уменьшатся, а значит и сами путешествия этого типа уменьшатся.
-
Большинство деловых поездок уже сегодня можно заменить электронными встречами на расстоянии, с развитием техники общения это становится все реальнее.
-
При выравнивании условий во всех жилых зонах причин для переездов и эмиграции явно станет ниже
А вот количество поездок для удовольствия, социализации, знакомства с другими людьми и т.п. будет продолжать расти и видимо все ускоряющимися темпами. Причем для этих поездок менее всего существенна высокая скорость, но очень важно удобство, получение удовольствия в процессе самой поездки и т.п. Но перед путешественником всегда возникает противоречие: Хочется приятной новизны – новых впечатлений… и очень не хочется раздражающе скучных, рутинных но неизбежных дел, связанных с путешествиями – перетаскивание чемоданов, ожидания в аэропортах, длительный утомляющий полет в самолетах, ожидание получения вещей и достаточно нередкий случай когда не получаешь, поселение в отелях, упаковка, распаковка вещей и т.п. Эти рутинные элементы путешествий все время стремятся к сокращению, но все еще достаточно велики и раздражающие
Исходя из этого возможны и вероятны 4 основных типа путешествий и средств путешествия:
-
Круизные корабли. Бум их строительства, идущий последние десятилетия будет продолжаться. Корабли становятся не только все больше, но у них появляются и будут появляться новые возможности, например, собственные обзорные подводные лодки, от достаточно больших до миниатюрных, флот малых кораблей типа вотеркрафтов, новеров и т.п. позволяющей осматривать берега, высаживаться на них и т.п. Корабль может быть оснащен также одним или несколькими дирижаблями и т.п. Круизные корабли могут быть специализированы, например, корабль, которые осуществляет куризы в Японию из Америки. На корабле могут быть две зоны – «Япония» и «Америка» Уже взойдя на борт американец может зажить «по японскому», в каюте выстеленной татами и с японской прислугой. А если надоест сходить в типичный американский центр… По дороге неторопливо входишь в типичную японскую жизнь, потом приезжаешь непосредственно в Японию, смотришь, сравниваешь, устаешь… и спокойно едешь обратно.
-
Железнодорожные «круизные поезда» - движение между городами по ночам, день – пребывание в том или ином городе. Это уже сегодня достаточно распространено. Но вряд ли будет сильно развиваться из-за того, что новые железные дороги практически не строятся.
-
Сухопутные круизы на базе специальных автомобилей нового поколения «дом на колесах» приспособленного в основном для вечерней и ночной жизни – проведения времени вечером, и комфортного ночного отдыха. Такому дому на колесах не нужен даже свой мотор (разве что небольшой, вспомогательный). Для перемещений между городами будут использоваться траки – буксировщики с автоматическим и ручным управлением. Можно представить себе картину, как по ночам караваны таких траков под автоматическим управлением переезжают от города к городу, от одного благоустроенного центра стоянки к другому. В таком караване могут быть и свои «вагоны-рестораны», «вагоны-клубы» и т.п. Центры – стоянки будут включать в себя все, что может понадобиться – магазины, фитнес центры, развлекательные центры и т.п. А также «местные» автомобили которые можно взять чтобы ездить по городу. Такой «дом на колесах может быть даже погружен на специальный корабль (круизный корабль – контейнеровоз») в котором человек живет в «своей норке» и имеет возможностями путешествовать по всему миру, как морем так и по суше.
-
Использование дирижаблей большого размера как круизных кораблей.
Развитие средств транспорта может сформировать и просто новый стиль «динамичной жизни», суть которого – путешествие как образ жизни.
-
Бум круизных кораблей уже сегодня привел к появлению кораблей на которых можно купить квартиру и жить постоянно. Совмещение удобной жизни с постоянным обслуживанием, возможностями развлечений в ресторанах, барах на корабле и т.п. и на берегу в любом месте. Сегодня это доступно только весьма богатым людям, в основном пожилым, переставшим активно работать, но, по общему «принципу султана», будет со временем вполне доступно среднему классу (например, как форма пенсионного существования).
-
Можно ожидать что такой образ жизни «жизнь как путешествие» придется по нраву и многим людям, которые сегодня не связаны с необходимостью работать в каком-то определенном месте могут работать дома – программистам, тем кто работает с Интернет, писателям, ученым-теоретикам и т.п.
-
Можно ожидать также появления кораблей – интеллектуальных производств, например, софтвэрная компания на корабле, что-то типа миниатюрной «silicon valey» где все работники живут в комфортных условиях, могут встречаться в любое время и работать вместе в неформальных группах, дети имеют возможность учиться и т.п. А также вероятно создание кораблей – учебных центров, где можно в заданный срок пройти обучение по тем или иным дисциплинам, языку, особенностям культуры другой страны и т.п. Это было бы прекрасное место для адаптации групп эмигрантов.
-
Корабли – центры обслуживания, например, медицинского для стран и городов где нет или недостаточно собственных высокоуровневых медицинских центров. Известен очень интересный опыт – создание на корабле очень хорошо оборудованной глазной клиники и путешествие этого корабля вдоль побережья Средиземноморья, с остановками в портах бедных стран и проведением массы операций по корректировке зрения. Можно представить себе также корабль - санаторий «для желающих похудеть» в котором созданы для этого все условия – питание, физические нагрузки, здоровый режим, наблюдение врачей и т.п. Или, например, корабль для лечения от наркотической зависимости. А также, например, корабль – диснейлэнд который на тот или иной срок приплывает в другие страны.
В связи с развитием процессов глобализации становятся все менее и менее нужными старые авианосцы и другие крупные и средние военные корабли. После существенного переоборудования эти корабли могли бы использоваться для описанных выше целей.
Ехать или лететь?
Как упоминалось в 1 части этой книги, в глобальном мире будут практически не нужны большинство военных летательных аппаратов – истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков, противолодочных самолетов, боевых вертолетов и т.п. В авиационной индустрии огромные мощности будут переведены с военного производства на гражданское и это может в сильной степени изменить развитие транспортных средств.
Генри Форд мечтал о буме самолетов как о буме автомобилей. Он пытался создать самолет - аналог Форда -Т, но осуществить это не удалось из за многих технических проблем, в первую очередь сложность и дороговизну обучения, невозможность обеспечить удовлетворительную безопасность, а также из-за отсутствия массового спроса. Сегодня условия складываются так что начало «массового авиационного бума» может оказаться возможным в ближайшие десятилетия:
-
Люди все дальше выезжают из городов, селятся в неудобных для доступа местах в горах и т.п. Все дороже и менее рентабельным становится подведение дорог к каждому такому поселению.
-
Развитие техники позволяет сделать конструкцию самолета или даже небольшого вертолета немногим дороже автомобиля и не менее надежной
-
Развитие техники тренажеров а также системы автоматизации взлета, полета и посадки, компьютерноге прокладывания маршрутов, компьютерной сети непрерывного слежения за каждым самолетом и т.п. позволяет обеспечить возможность среднему человеку быстро овладеть летным мастерством.
Главное препятствие к широкому развитию «малой авиации» сегодня - юридические прецеденты, по которым при каждой аварии судят производителей и они вынуждены закладывать огромные страховки, что в несколько раз увеличивает стоимость самолета. Но это может быть снято введением системы непрерывного дистанционного контроля за каждым летательным аппаратом, с записью сообщений приборов и звуков в кабине, окружающей обстановки и т.п. Это обеспечит, с одной стороны, высокую степень безопасности, с другой - защитит производителей от необоснованных обвинений в суде. В этом случае развитие самолетов получит дополнительный толчок и будет весьма близко связано с развитием автомобилей, во всяком случае, можно ожидать, что детали для массовых самолетов будут производиться теми же сапплайерами, что и автомобильные. Это также повысит конкурентное давление в автомобильной отрасли.
Сегодня вертолет – один из лучших инструментов полиции по обеспечению безопасности на дорогах. Выше мы уже упоминали что вертолеты и дирижабли будут в будущем применяться в качестве систем обслуживания дорог. Также очень вероятно развитие воздушных систем доставки различного оборудования, в том числе строительного.
Сегодня в мире наблюдается возрождение круизных судов как великолепного средства отдыха. Но дирижабль может быть намного лучше чем суда, обеспечивая те же самые функции удобства и развлечения и массу других, невозможных для судов возможностей – полет над сушей и над водными пространствами, приземление почти в любом месте, независимость от плохой погоды (почти всегда можно подняться или опуститься в спокойные слови атмосферы) и т.п. Конечно, понадобятся воистину огромные аппараты (но не более крупные чем сегодняшние крупные круизные суда), вероятно окажется экономически выгодном снабжение этих дирижаблей безопасными ядерными реакторами для подогрева газа в оболочке (для увеличения подъемной силы), работы двигателей и обслуживания людей, применения новейших легких и прочных материалов и т.п. Но ничего технически неосуществимого в этом нет.
* * *
[1] Southwest Research Institute
[2] Система мотор-колесо на базе электрического мотора была изобретена Фердинандом Porsche более 100 лет назад
[3] Как сегодня у боевого вертолета – до 16 часов обслуживаниия на час полета
[4] Такая система уже сегодня могла бы быть внедрена на стоянках крупных предприятий, на плазах и т.п.
[5] Для этого уже появляется и будет развиваться специальная пища, не создающая крошек и не отвлекающая внимание водителя от дороги, например,«автомобильный гамбургер» - набор отдельных мини-гамбургеров «на один укус» или шариков из сириела с молоком внутри, для любителей популярных завтраков.
[6] Сразу вспомнилась старая шутка – о том, что убийство бэк сит драйвера должно рассматриваться как законная самооборона.
[7] На зависть Джеймсу Бонду
[8] В 1998 году мы предсказали опасность воздействия компьютерных вирусов на автомобиль, над нами посмеялись. А недавно были обнаружены заражения навигационной системы различных автомобилей компьютерными вирусами через систему беспроводной связи.
[9] Уже сегодня есть системы, позволяющие полиции вместо кинематографических погонь просто издали отключить мотор автомобиля.
|