Технологии ИИ в автомобиле сейчас во многом рассматриваются как улучшенная версия традиционного бортового компьютера, но это лишь при поверхностном рассмотрении. По сути новая технология позволит гораздо больше, чем просто контроль и анализ состояния автомобиля.
Впервые у автомобиля появится интеллект, сравнимый с разумом животных у первых всадников, но в перспективе способный превзойти даже человеческий (в отдельных направлениях развития транспортной системы).
Что такое ИИ в автомобиле? Это наиболее частый вопрос, который возникает при очередном упоминании этого словосочетания. Однозначного ответа пока нет, но если упрощенно, то это система контроля, управления, и микро-прогнозирования на основе собранных данных и индивидуальных запросов человека.
ИИ в транспорте, это результат эволюции систем контроля и управления, начиная от первых автомобилей. «Понять» что не так в неживом транспорте очень трудно, если нет датчиков или соответствующего опыта, а предсказать последствия эксплуатации еще труднее. ИИ впервые позволяет реализовать все три функции, характерные «живому» транспорту, и предложить даже больше возможностей, чем нужно среднестатистическому водителю.
- Контроль и управление состоянием автомобиля и человека (в основном даже без участия человека и иногда автономно);
- Прогноз в движении и работе потребностей владельца, и его личные пожелания, и запросы;
- Обучение владельца в режиме реального времени, и соответствующая подстраховка в потенциально опасные моменты (личный инструктор по вождению в виде ИИ)
- Возможность само-модернизации через обновления по интернету, и при общении с такими же автомобилями с ИИ.
На данный момент основная идея включения ИИ в управление автомобилем состоит в установке отдельных устройств приставок с ограниченными функциями, вроде устройства Dasbbot, способного различать голос владельца, и выполнять только навигационные и вспомогательные функции, связанные с управлением системами комфорта и связи.
Разработка Toyota – камеры с ИИ, вместо боковых зеркал это уже другой уровень. Тут уже берется ответственность за безопасность человека. В Mitsubishi Electric считают, что разработали выдающуюся систему, которая пригодна для серийных автомобилей: она не только надежна, но и экономична. Система распознавания Maisart AI требует скромных ресурсов и при этом узнает более 80% дорожных объектов на расстоянии до 100 метров. Достичь этого удалось за счет копирования поведения водителя-человека: ИИ умеет быстро отсекать второстепенное и «сосредотачивается» на отдельных регионах панорамы. Такая система помогает предотвратить опасные ситуации, прежде всего при перестроении из ряда в ряд.
Главное отличие ИИ от бортового компьютера на перспективу может стать возможность обратного обучения, от машины к человеку. На пути развития этого направления как раз и возможно решение основного страха, связанного с искусственным интеллектом. Собственно, непонимание логики ИИ и является главной проблемой внедрения этой системы в автомобиль и другие устройства, так как теоретически возможный взлом или ошибка может дорого стоить. Тут как раз можно вспомнить слова многих разработчиков о создании функции отключения ИИ, и других защитных механизмов системы, но в случае с автомобилем гораздо важнее понимать логику действий ИИ в процессе работы, чтоб отключение не привело к печальным последствиям.
С внедрением ИИ у автомобиля так же появится полноценный автопилот, так как только автономная независимая система способна обеспечить безопасное движение, без которого развитие транспорта в будущем будет трудно представить.
|